Сад

СадСАД символизирует рай, Поля Блаженных, лучшую страну, пристанище душ. Садовник — это Создатель. В центре него растет дерево, дающее жизнь, а плоды или цветы — награда тому, кто отыщет центр.

Исторически висячие сады Семирамиды, построенные для вавилонской царицы Шаммурамат — это символ совершенства, одно из чудес света. Сад Алкиноя у Гомера — символ великолепия и порядка. В тенистом саду Эпикура, которого называли Садословом, росли платаны, смоковницы, фиговые пальмы и подстриженный кустарник. Сад Гесперид в стране гипербореев, что за Уралом — символ бессмертия. Золотые яблоки в нем — залог омоложения и ключ бессмертия — добывает по легенде Геракл.

Японский сад камней — символ внимательности: там незаметно скользит тень садовника, и медитирующий замечает, как за ночь камень сдвинулся с места.

Индийский сад содержит в себе в основном эротические мотивы. Махараджи имели сады удовольствия, куда запускались обнаженные танцовщицы.

В античном светском искусстве в саду любви главенствует фигура Купидона, украшающая фонтан. Цветочный сад может быть тем местом, где расположилась персонифицированная Весна.

В Китае главный его символ — естественность, которая имитировалась заросшими тропинками, бегом чистого ручья, покрытым мхом камнем и другими знаками запустения. Здесь он становился естественным продолжением дома, являясь символом согласия природы и человека, а также образом мироздания, в котором должны присутствовать все элементы природы в сочетании с деятельностью человека: павильоны, мостики, курильницы, беседки.

Гефсиманский сад оливковых деревьев — место тайной драмы тринадцатого апостола Иуды. Моление о чаше происходит именно в нем. Символично, что римляне несколько раз выкорчевывали этот сад, но он вновь и вновь давал побеги. Кроме того, в христианской традиции идея замкнутого пространства, огороженного стеной или забором, внутри которого полное изобилие, была использована в качестве символа непорочного зачатия Девы Марии в утробе ее матери Анны. В более общем смысле этот символ указывает на девственность Девы Марии, когда он становится местом действия Благовещения и архангел Гавриил предрекает ей рождение Сына Божьего.

По некоторым предположениям Эдемский сад находился на острове вблизи Бахрейна. Шумеры называли его Дильмун, то есть рай. Там дул прохладный ветер, качались зеленые ивы и текли чистые прозрачные реки. Мусульманский сад с гуриями, именуемый «Джанна», или сад вечности, был синонимом райского сада, тогда как садом Аллаха обычно называли пустыню Сахара в Северной Африке, при создании которой Бог удалил оттуда все лишнее.

Райский сад в древнеиудейской традиции символизировал посвящение, но Бен-заме, увидев небесную красоту его, сошел с ума, Бен-асан ослеп, и только Бен-акиба стал единственным человеком, получившим в нем благодать.

СадЭдемский сад, рай, где находились Адам и Ева, изображался по-разному: в живописи северных мастеров здесь буйная растительность, длинные аллеи и лесные прогалины, тогда как южные мастера тяготеют к изображению рая как оазиса в пустыне, обнесенного стеной и населенного всевозможными животными.

Образ таинственного сада стал символом мистического опыта, а дикий сад, несет в себе тему свободы. Сад гранатовых деревьев, предок которых вырос из крови Диониса, у каббалистов служил символом возрождения. Садом смерти и рождения считался сад Адониса — бога финикийского происхождения. Туда, по представлениям древних, удалялась сама божественная жизнь Адониса, чтобы среди гранатовых деревьев обрести жизненную силу и искупаться в ручье с живой водой.

В эпоху Просвещения английский сад стал символом победы над природой. В Англии в период барокко и рококо он стал знаком господства и тирании: ведь стрижка деревьев и кустов расценивалась, как насильственная попытка подчинить не только природу, но и человека с его восприятием ландшафта. Поэтому в период романтизма планировка садов укрупнилась, стрижка кустов и деревьев исчезла, зато появилось большое число прогулочных дорожек. В этот период садовое искусство вновь приобрело символическое звучание и стало выражать особую чувственность.

В психологии — это символ сознания, в противоположность пустыне бессознательного, а также ограждающего женского принципа.

 

Метки: