Рак в мифологии

Рак в мифологииВ символике Рака находит свое выражение великий принцип мирового женского начала. Это Magna Mater (Великая Мать), которую безмерно почитали все древние цивилизации. Пожалуй, более всего эту фигуру Божественной Матери возвышал индуизм в образе Шакти и ее различных воплощений. По мнению Мирче Элиаде, «в этом мы должны усматривать открытие тайны женщины через религию, ибо всякая женщина становится воплощением Божественной Матери. Женщина воплощает одновременно тайну бытия, всего того, что есть и что возникает, что умирает и что рождается заново непостижимым образом. Когда большая опасность грозит устоям Вселенной, боги взывают к Божественной Матери, чтобы отвести эту опасность» («Patanjali et le yoga»).

HerculesЛегендой, в наиболее отчетливом виде представляющей отличительные черты Рака, является миф, повествующий о битве Геракла и Леонейской гидры. Это ужасное девятиголовое чудовище жило в болоте и пожирало всякого, кто бы ни проходил мимо.

Гераклу никак не удавалось убить гидру, ведь как только он отрубал ей головы — вырастали новые. Кроме того, одна из голов была бессмертна.

К счастью, на помощь Гераклу пришел его племянник Иол: он прижигал гидре головы по мере их появления. Богиня Гера послала огромного краба (символ Рака), который ущипнул Геракла за ногу; боль привела в чувство героя, который все рубил и рубил головы… Он засунул бессмертную голову гидры под скалу, навсегда отняв у нее возможность наносить вред.

Есть в этом мифе и тонкая связь с символикой Рака: человека затягивает в себя топкая трясина мнимых удовольствий, опасная порча, в которой он может захлебнуться; боль от укуса краба и упрятанная бессмертная голова — свидетельство мудрого выбора: возвращение в реальный мир. Это всегда трудно для рожденных под знаком Рака.

Можно найти другие примеры из мифологии. Пастух Эндимион (царь-пастух, сын Эола), в которого влюбляется Селена и которого она погружает в волшебный сон. Или история Орфея и Эвридики как пример присущей знаку памяти, не дающей покоя.